21.03.2020 13:39
для всіх
104
    
  - | -  
 © Сядристий Микола Сергійович

Сторінки з книги Народного художника України Миколи Сядристого "Тайны микротехники"

Сторінки з книги Народного художника України Миколи Сядристого «Тайны микротехники»

Ми продовжуємо публікувати сторінки з книги Народного художника України, відомого майстра мікромініатюри, незалежного історика і філософа, поета Миколи Сергійовича Сядристого. Це видання, точніше, перевидання, суттєво доповнене, побачило світ у цьому році. Читаємо, аналізуємо, співставляємо з днем нинішнім.


***


ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ГРИНА

Эта миниатюра представляет собой маленький корабль-парусник. Длина фрегата 3, 5 мм, толщина оснастки 0, 003 мм, что в поперечном срезе в 400 раз тоньше человеческого волоса. Модель состоит из 337 деталей (увеличено).

В данной работе продемонстрированы разносторонние методы обработки материала, а также выдержан объемный монтаж, уровень которого недосягаем для современных технических средств. Ни в одном музее мира нет и не было столь тонкой ювелирной работы из золота.

Александр Грин - росийский писатель-прозаик, представитель неоромантизма. Самым известным его произведением является повесть-феерия "Алые Паруса", написанная в 1916-1922 годах о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающую, возвышенную мечту. Повесть рассказывает историю о жизни девочки Ассоль, которая потеряла свою мать, когда ей было всего восемь месяцев. Ассоль жила со своим отцом-моряком. После отставки он начал делать игрушки, чтобы заработать на жизнь.

Однажды Ассоль встретила в лесу старика по имени Эгль, который рассказал ей, что, когда она станет взрослой, к ней приплывет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила старику и стала ждать принца, и в один день ее мета сбылась. Именно такой волшебный фрегат с парусами возникает и перед нами в виде этой микроминиатюры.  

Один мой знакомый, доктор экономических наук, который работал в Институте электросварки имени Е.О. Патона и занимался вопросами электросварки, попросил, чтобы я показал свой корабль "Памяти Александра Грина" Борису Евгеньевичу Патону, директору института. Патон, увидев эту миниатюру, был невероятно удивлен и попросил, чтобы я оставил это уникальное изделие на несколько дней в его кабинете. Он показывал его академикам и своим сотрудникам, которые также были в восторге. Меня попросили выступить перед ними и рассказать о своих секретах. 3 апреля 1985 года в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике была открыта моя выставка микроминиатюр - директором Института проблем материаловедения имени И.Н. Францевича и научно-исследовательского института Национальной академии наук Украины Трефиловым Виктором Ивановичем. На торжественном открытии выставки также присутствовали Евгений Петрович Качаловский и Валентин Арсентьевич Згурский, украинский государственный и политический деятель, председатель исполнительного комитета Киевского городского совета народных депутатов в 1979-1989 годах, доктор экономических наук, профессор, академик Академии экономических наук Украины.

Каждая идея создать ту или иную миниатюру появлялась у меня на фоне моих разных, но общих для меня интересов, хотя поводом для рождения любого замысла может стать любой неожиданный, но на самом деле закономерный случай.

Однажды, читая рассказ Александра Грина, написанный в 1922 году, я обратил внимание на неожиданное и удивительное лирическое отступление в этом произведении, словно бы Грин внезапно и полностью забыл всех упоминаемых в рассказе личностей. И, отойдя от сюжета, он пишет:

"Как печальны летние вечера! Ровная полутень их бродит, обнявшись с усталым солнцем, по притихшей земле, их эхо протяжно и замедленно-печально; их даль - в беззвучной тоске угасания. Но взгляд - все еще бодро вокруг, полно жизни и дела, но ритм элегии уже властвует над опечаленным сердцем. Кого жаль? Себя ли? Звучит ли неслышный ранее стон земли? Толпятся ли в прозорливый тот час вокруг нас умершие? Воспоминания ли, бессознательно напрягаясь в одинокой душе, ищут выразительной песни... но жаль, жаль кого-то, как затерянного в пустыне".

В те времена, о которых Александр Грин писал эти величаво печальные строки, в стране и в самой Москве свирепствовал голод, явившийся результатом гражданской войны, развязанной по инициативе Ленина. А в Крыму по ленинской инициативе настоящие палачи занимались организацией всеобщего террора против всех недовольных советской властью. Среди этих преступников главную роль играли Бела Кун, чекист Манцев, садистка Залкинд. В составе Крымского Совнаркома был и брат Ленина - Дмитрий Ульянов. Общее количество уничтоженных людей в Крыму - около 70 тысяч человек. Эту цифру называют многие исследователи тех событий. Уничтожались люди, которые хотели и надеялись покинуть страну, выехать за границу через морские порты Крыма: эту общую трагедию страны пророчески предвидел Достоевский. А конкретное и глубинное описание террора в Крыму наиболее масштабно описал видный поэт Максимилиан Волошин, который в то время находился в Крыму.

Остерегаясь хищных и бдительных глаз ленинского цензурного Главлита, неподкупный писатель Александр Грин таким образом "отпел советскую власть", передав свою величавую печать и тревогу в связи с насильственным забвением прошлого и насаждением казарменного строя жизни. В то время в стране уже было 48 концлагерей. И в пустыне совдепии Грин чувствовал себя абсолютно потерянным и одиноким.

И я спустя полвека решил создать трехмачтовый фрегат "Памяти Александра Грина", - своего рода ювелирный Эверест, - чтобы постоянно напоминать людям о гриновских алых парусах, Зурбагане, Гель-Гью, бегущей по волнам - о том, что мечты чистой и бесхитростной юности могут быть не менее реальными, чем скалы Гурзуфа, возле которых я жил и бывал в свои лучшие годы.

***

Устал ты или нет, но все же где-то, 

Вовек не становясь на якоря, 

Корабли из вымысла и света

Пересекают Космос бытия.

1983 г.

Візьміть участь в обговоренні

+++ +++
  • Зберегти, як скаргу
Не знайдено або поки відсутні!