ТРУДЫ НАШИ…
з рубрики / циклу «рассказы - 1»
Солнце жгло немилосердно. Утро уходило всё дальше и дальше и в желудке урчало от голода.
«Господи! Как жарко, что ж это за солнце такое! Господи всемогущий покажи хоть одно облачко, пошли хоть лёгкий ветерок, уйми ты этот зной!» – думал ослик, прикрывая веками глаза от слепящего света.
«За что, за что такая мука! Ведь я только – только начал жить, что ж мне всю жизнь так и мучиться! За что твоя кара, Господи!» – страдал и сокрушался ослик. Он уже забыл и день, когда хозяин привёл и привязал его к вороту. Круг за кругом уходил в прошлое тот день.
«Да что ж мне так весь век и ходить по кругу?! А как же мир? Как же - дороги? Что там, за дальними горами? Куда уходит солнце, где оно спит? – круг за кругом, цокая копытцами по окаменевшей от зноя земле, вращал и вращал свой ворот ослик.
Круг за кругом уходили дни, недели. После знойного дня приходил прохладный вечер, и ослик получал охапку травы. Изголодавшись за день, съедал, не замечая её вкуса, и от усталости быстро засыпал. Спал без снов, да и какие там сны, изо дня в день только ось ворота, дальние горы, поля, то иссушенные, то зелёные. Плеск воды. Да небо, над горькой землёй и солнце, солнце, солнце…
Были и хорошие дни, когда воды бывало довольно, и хозяин, в конце дня похлопывая ослика по спине, мечтал о хорошем урожае. И тогда они оба ощущали удовольствие, и от сделанной за день работы и от надежды на будущий урожай. Исчезала усталость, и приходила на душу светлая благость, и трава казалась сочней, и спалось крепко и спокойно. Хорошо было.
Да не всегда. Приходили и худые времена, и, пожалуй, их было больше. Ослик уже привык и к работе, и к бесконечным как дни кругам, скрипу ворота и вечному пейзажу. Он научился правильно крутить ворот, и в конце дня уже не дрожали от усталости его ноги, и можно было отдохнуть и, даже поблаженствовать.
Мысли о дорогах мало-помалу отошли вместе с намотанными на ворот кругами и больше не тревожили. Всё стало привычным и знакомым, и не надо было думать, все дни были так похожи. Можно, конечно, поразмышлять, что вот вчера трава не была такой сочной как сегодня и помечтать, а вдруг завтра она будет ещё сочней! Что ты! Только из-за этого и стоило жить, и трудиться изо дня в день. Да и что те круги, подумаешь круги! Работа, ведь какую пользу приносит, без воды-то какой урожай? Да никакой! Вот то-то и оно! Это понимать надо - вдохновлялся ослик.
А дни шли. Взрослел и входил в силу ослик. И работа ладилась, а что уж там всякое бывало, так на то и жизнь. Что ж ты тут поделаешь, коль живёшь, так и переживать всё надо.
Не заладились как-то дела у хозяина, урожай был плох. Вот и сидели все впроголодь. Ослик работал, как и всегда, прилежно, но недоедал вместе со всеми. И бока его уже запали, и утро не казалось больше таким прохладным и резвым, и голод, навечно обрёл свой приют в его брюхе.
Голодный вечер тоже не радовал, мысли были усталые и всё кружились и кружились без конца и края, а о чём они, и понять невозможно. Тяжело засыпал ослик, всю ночь видел охапку сочной, нежно зелёной травы и бредил, бредил...
Однажды, мучаясь голодной бессонницей, стал он наблюдать за звёздами и заметил, что звёзды тоже, как бы движутся и тоже кругами. «Да-а, если уж и звёзды закрутились, то плохи мои дела – подумал ослик – дожить бы мне до следующего урожая».
Но вот она, удача! Знатный калым получил хозяин за свою дочь. И дела сразу наладились, и ослика стали, кормить лучше, и бока его округлились и шерсть залоснилась. Всегда бы так!
Как-то после сытного ужина поднял ослик голову к небу и с интересом посмотрел на него: « Ну что, звёзды, всё ещё вертитесь, хе-хе-хе…».
Стал всматриваться, и удивился: да, вертятся!
«Ты смотри – подумал он - это же надо такое, а! Я, как будто - бы нынче и сыт, а они что, вертятся?! И это не от голода в моих глазах? Сами по себе что ли? Феномен!»
Задумался ослик и уже по-взрослому.
« Н-да…. Вертятся…. И почти, так же как и я со своим воротом, только очень высоко. А может, мы и работу одинаковую исполняем?! - ослику вдруг очень захотелось подружиться со звёздами - Но вот я-то воду даю на поля, а им для чего вертеться, там, же ничего не растёт. Может от холода? Или чтобы светить по ночам для красоты? Оно, конечно же, красиво: луна, звёзды, но пользы-то мало»
А днём, не замечая зноя, он упрямо размышлял: «Так зачем же они вертятся!?»
И тут его осенило!
«Господи! Как же всё просто – простонал, и даже остановился ослик – Фу ты, ну ты! Ведь это же я, шаг за шагом, вращая свой ворот, весь день раскручиваю землю, а ночью она просто вертится до утра, пока я снова не начну работать. А звёзды? Да они просто стоят на месте и смотрят на землю, которую я раскрутил! – возликовал и загордился собой ослик. – Вот оно что! А то: звёзды, звёзды! Да бесполезные они – как я и говорил».
Ослик приосанился и, стуча копытцами, бодрее закрутил свой ворот.
По вечерам, после хорошей охапки травы, он лениво поднимал голову к небу, и, глядя в его глубину, хмыкал: « Х-х-е… Звёзды! Вселенная, понимаешь ли! Да это мы – ослы, всё тут и крутим. Без нас – то, что бы здесь и было? Да ничего!». И спокойно, без снов, засыпал.
г. Киев, 5 апреля 2008г.