ГИТЛЕР
социалистический реализм
Довелось мне как-то поработать в мастерской по ремонту тракторов.
Если ты молод и здоров, то куда тебя отправят работать? Правильно на участок по ремонту ходовой части, где всего лишь два главных инструмента – лом и кувалда. Меня это не огорчало, я знал, что долго здесь не задержусь, и помахать тяжелой кувалдой было даже в охотку.
Кувалдой я махал ровно до тех пор, пока дядя Коля по прозвищу «Гитлер» не ушёл в запой и меня не попросили его заменить. Надо сказать, что точное сходство с означенным персонажем не сделало дядю Колю героем военных фильмов, уж слишком он был советским, а посему пил горькую, не просыхая.
Работал «Гитлер» на ремонте кареток. Кто видел трактор, тот знает, что это такое. Для сборки/разборки кареток специально был устроен гидравлический стенд, при помощи которого снимались и устанавливались пружины изрядной мощи.
Главным элементом для сжатия пружин был стяжной шток с подвижными звеньями и крестовиной на конце. Звенья стяжки часто рвались и, крестовина, сбив штукатурку на стене напротив, метеором летала по цеху, рикошетируя от кабин тракторов, разбивая потолочные светильники и пугая ремонтников.
Те каждый раз шли к «Гитлеру» и говорили:
- Николай, да ты со своим станком скоро всех нас тут поубиваешь на х…. Дай дожить до пенсии.
На что дядя Коля, молча, разводил руками, закуривал сигарету и шёл к слесарям по ремонту оборудования. Себя он не жалел.
Так всё и шло своим чередом, стяжка рвалась и летала куда хотела, создавая в цеху фронтовую обстановку, пока не поменялся главный инженер.
При первом же полёте стяжки, новый инженер посмотрел на ситуацию свежим оком. А почесав затылок, приказал переместить стенд на новое место, поставить его напротив окна и пусть стяжка летит себе куда видит, авось никого там не убьёт. Сказано было верно, за окном стоял забор, а за забором простирался пустырь, и убивать там было некого
Когда стенд переместили на новое место, народ собрался и сказал:
- Вот не зря учили человека. Пришёл и сразу решил проблему. Значит, доживём до пенсии.
Окна в цеху стояли довоенные с частым переплётом и небольшими стёклами. Стяжка рвалась, как и прежде, вжикала и, дрызгая в окно, выносила за собой часть рамы метров на сто вперёд. Дядя Коля, молча, уходил её искать, по пути заходя в чайную и, смягчая своё огорчение стаканчиком вина. Столяр, поминая матушку и бога, чинил окно, пока оно совсем не ослепло. Работая, дядя Коля, включал над своим станком свет, и всё шло своим чередом пока не прислали молодого механика.
Тот походил по цеху посмотрел, подумал и, почесав в затылке, приказал напротив стенда сделать новую оконную раму с совершенно другим переплётом. Это чтоб, когда стяжка снова вжикнет и дрызнет, так не выносила бы за собой пол окна, а только лишь одно стекло.
Когда в проём установили новое изделие с просторным переплётом, народ собрался и сказал:
- Да-а… брат, молодёжь напирает. Ишь ты чего придумал, скорей бы нам дожить до пенсии.
Хорошо жить без волнений и печали.
Стяжка, да бог с ней, со стяжкой, пусть себе летает, придёт время, и пришлют ещё кого-нибудь умного. Тут бы вот только пенсию получить.
г. Киев, 11 сентября 2014 г.