Тимоша и Геракл
- Тимоша, почему ты не спишь? – мама озабоченно посмотрела на будильник – стрелки показывали много за полночь. – Ты не заболел? – и прикоснулась губами к его лобику. Здоров. – Что же тогда? Тебя что-то тревожит?
Тима, десятилетний любитель поздних чтений, достал из-под одела книгу – большую, красочную – Мифы Древней Греции для детей.
- Я никак не могу понять смысл одного мифа.
- Какого именно? – мама бросила взгляд на открытую страницу книги – «Миф о Геракле и Адмете». – Да, здесь есть о чем подумать. Но давай мы об этом поговорим завтра? Поздно…
- Нет, мам, - Тима поднялся и сел в кровати. – У меня каникулы, у тебя завтра выходной, так? Папа в командировке. Давай полуночничать, а? – и серо-зеленые глаза вопрошающе посмотрели на Евгению.
- Да уж, от этих глаз не отвертишься, - улыбнулась она, включила торшер поярче и села на кровати сына, подперев спиной стену. Они прижались друг к другу крепко-крепко, как и полагалось у них в полуночных ритуалах-побеседках.
- Итак? – вопросительно посмотрела она на Тимошу.
- Ну, вот смотри. Миф - Адмету судьба напророчила скорую смерть, любящая его жена Алкеста идет к Аиду вместо него, жертвуя своей жизнью. А его друг Геракл спасает ее - Алкесту из Тартара, возвращая назад на землю… Так вот, я хочу понять, как эти все древние истории-мифы связаны с нашей жизнью? Иначе для чего они – ведь не просто так?
Мама-Евгения внимательно посмотрела в это детское лицо, полное решимости что-то понять, завоевать новую свою вершину и – задумалась. А ведь сын прав – как увязать сказку с реальностью? Ребенок напряженно вглядывался в лицо женщины, он ждал ответа, помощи старшего. Ну, разве можно его подвести?
Евгения кивнула головой - Я поняла тебя, услышала и вот что думаю по этому поводу. Берем первую часть мифа - назовем ее «Подвиг Алкесты», где жена по своей воле уходит в Тартар вместо мужа-Адмета. Помнишь ту недавнюю историю, о ней много говорили у нас во дворе, когда наш сосед дядя Боря гулял с маленьким сыном Владиком? Тогда неожиданно появилась из-за угла машина, неслась на всей скорости, Владик оказался у нее на пути, а дядя Боря бросился под колеса, оттолкнул сына, а сам еще долго лежал в больнице. Помнишь, как мы радовались, что он жив, здоров?
Тима кивнул головой: - Да, я помню, он еще до сих пор хромает немного. Это значит, что дядя Боря мог уйти в Тартар вместо другого, вместо своего сына Владика? Он, как Алкеста, жертвовал своей жизнью ради жизни другого? – и замолчал, о чем-то раздумывая. – А другая часть истории, уже о подвиге Геракла, а, мам?
Евгения посмотрела на Геракла из книжки, сильного, мужественного, благородного, всегда победителя, обняла крепче Тиму за плечи и продолжила:
- Геракл из любви-дружбы к другу и к его жене сошел к Аиду, чтобы сразиться, отстоять право на жизнь. Закон смерти, глупой, ранней, не справедлив. Геракл это знал – и закон мироздания был на его стороне... Помнишь, сестра твоего отца, тетя Зоя заболела сильно-сильно несколько лет назад? Помнишь, как мы все расстраивались, не знали, чем помочь? Доктора сказали – сделать уже ничего не возможно. Но вдруг приехал ее одноклассник, случайно, проездом, он узнал о беде и вот - меняет полностью свой маршрут, привозит своего знакомого доктора, который и смог провести лечение, нашим докторам неизвестное.
- Так он Геракл, этот ее одноклассник? – поднял бровки вверх Тима.
- Думаю, да. Он вмешался в ход истории, не пожалел времени и средств – вырвал тетю Зою, всеми нами любимую, из страшных глубин Тартара.
- Мам, тогда получается, что и мы с тобой – победители злой смерти? Помнишь, к нам на балкон прилетел раненный сокол? Мы его выходили - кормили, лечили, а потом он улетел? Получается, мы тоже Гераклы, герои-небожители? Мы можем противостоять этому мрачному Аиду?
Евгения с нежностью провела рукой по волосам мальчика:
- Конечно, мой чудо-Геракл… Ну, а я тогда, наверное, Гераклита? Но знаешь, и герои должны отдыхать от своих героических дел. Будем спать?
Они вместе засмеялись.
- Мама, я тебя очень люблю, ты это знаешь? Спасибо тебе за все-все…
- А как я тебя люблю, ты даже себе представить не можешь… - Евгения поднялась, наблюдая, как сын, довольно улыбаясь, забирается под одеяло:
- Знаешь, мама, мне теперь ничегошеньки не страшно. Я понял, что любовь и дружба действительно побеждают козни этого злого-злого Аида со всем его Тартаром. И древние мифы – никакая не выдумка, правда?
- Правда, - поцеловала его в макушку мама и выключила торшер. Ночные побеседки закончились, ребенок провалился моментально в чистый сон.
Евгения подошла к окну, посмотрела, как меркнут звезды, похожие на весенние маргаритки. Небо, наполненное историями о героях, которые когда-то жили, живут и будут жить на Земле, светлело. Скоро наступит новый день…
- Да, новый героический, светлый и радостный день, - улыбнулась она про себя. Любовь сильнее смерти! И пусть будут счастливы любимые и любящие - живые щиты тем, кого они любят…
2024г.
Картина В.Васнецова "Иван-Царевич на Сером Волке"