Время выбирать
Рассказ - эссеЧжуан-цзы (Чжуан Чжоу)
«Эту толстую книгу берем? Будешь там читать. Или оставляем?» — вопрос жены застал врасплох. У каждого из нас в организованной в определенной степени семье — к таким мы свою, конечно, причисляем, — во время подготовки к отъезду — в данном случае на дачу — существует свой круг обязанностей. Я был сконцентрирован на своей «зоне ответственности».
Догадавшись, о какой книге идет речь, хотел не просто ответить: «Берем», а решил выиграть несколько секунд для принятия окончательного решения и, выходя из другой комнаты, проронил что-то типа: «Сейчас иду, гляну…». Бывают моменты в жизни, когда примитивный, казалось бы, вопрос, предсказуемый и даже ожидаемый в определенных жизненных ситуациях, почему-то требует, вопреки сказанному, дополнительного времени для принятия решения… Этот момент был именно таким.
Итак, это была объемных размеров книга, достаточно известная среди почитателей эзотерики и тех, кто стремился в целом к духовному развитию, которую уже прочитал сын и рекомендовал ее для прочтения мне. Исходя из имеющейся у меня информации, написана она нашим автором, мысли и идеи которого, изложенные в ней, были мне близки по ряду моментов. Я начал читать ее некоторое время назад, но понял, что суть поднимаемых в ней тем и вопросов мне уже знакома, скорее всего, из видео на одном из каналов в Ютьюбе, где ведущая общалась с основоположником этого течения. Учитывая размеры книги и предполагаемое значительное время для ее прочтения, возник вроде бы нормальный вопрос: продолжать ли читать ее, если я уже знаю существенную часть информации из нее, либо знакомиться с материалами по этой теме через просмотры новых прямых трансляций на канале в Ютьюбе?
Я не смог уложиться в отведенные себе несколько секунд и упростил задачу, сказав жене просто: «Да, берем…». Как же порой бывает трудно сделать выбор, казалось бы, в простой жизненной ситуации, преодолеть возникший вдруг примитивный барьер, чтобы двигаться дальше, решая более значимые жизненные вопросы, «не тормозя на мелочах». Отчего так происходит, что скрывается за такой неспособностью на самом деле? Возникает даже какая-то неловкость перед автором книги, на написание и издание которой он потратил, возможно, годы и колоссальные усилия, которую уже прочитали, возможно, миллионы людей, за то, что кто-то (в данном случае я) не может выбрать вариант ее прочтения. Да, лучше ему об этого никогда и не знать…
Приготовления к отъезду были завершены, впереди — небольшое путешествие на дачу продолжительностью примерно в полтора-два часа. Время в дороге — это уже элемент намеченного отдыха. Конечно, ее нельзя сравнить с дорогой в аэропорт для перелета, скажем, в отпуск в Турцию или Египет — в страны, привлекающие своими неизменными прелестями отелей, теплым морем, белым песком пляжей, богатой морской фауной, экскурсиями по экзотическим местам, да и чего греха таить, победой чревоугодничества над разумом — «ол-инклюзивом». Не все так безупречно и красочно в истории пребывания нашей семьи на даче, как на море в четырех- или пятизвездочных отелях, но есть что-то притягательно волшебное, что манит нас каждый раз в поездках туда. Возможно, они навевают некие воспоминания из детства, а может, результат таинств, спрятанных на генном уровне, что могут вызывать в нашем сознании приятные новые эмоции.
Мысль о сложности написания книги вообще, своеобразном отношении человека к способу ее прочтения и восприятия информации не позволяла мне переключиться на другие. За окнами мелькали знакомые пейзажи города, выбранная давно радиочастота за хороший, как по мне, музыкальный контент наполняла машину одной приятной мелодией за другой. Жена стала отходить от неприятной и сложной для нее процедуры сборов, нервы постепенно успокаивались, о чем свидетельствовали легкое зевание и постукивание пальцами по сумочке в такт музыке. Ее состояние невидимой теплой волной начинало передаваться и мне, и постепенно наступило оно — состояние расслабления, некой умиротворенности, завершения перехода от рабочего нервного возбуждения к почти волшебной неге, идиллии…
Расслабление… А что это такое? Нервное состояние уходит на второй план, мозг впускает в себя приятный расслабляющий «дурман» — элемент нирваны, как, возможно, выразились бы знающие практики буддизма.
На этом приятном фоне в памяти всплыла информация о том, что часть известных писателей, а также художников, скульпторов и других одаренных творческих личностей, для перехода в максимально творческое состояние, творческую нирвану часто прибегали к употреблению крепких напитков или даже наркотических веществ, которые «вдохновляли», стимулировали их к созданию шедевров. Как донесла до нас история, Пабло Пикассо был наркоманом и много пил, а Сальвадор Дали употреблял наркотики, в частности, вдохновлялся, покуривая опиум. Нельзя не отметить в этакой «когорте» всем известного Хемингуэя, который увлекался коктейлями мохито и другими, или Фолкнера, систематически употреблявшего, особенно в процессе творения, некий мятный джулеп (честно говоря, не знаю, что это, да и неважно).
Водка, коньяк, шампанское, виски, бренди, спирт, одеколон... Можно продолжать этот список, но результат их употребления одинаков, разница лишь во вкусе. Это так называемое, хмельное состояние, при котором мозг человека каким-то хитрым образом начинает по-иному воспринимать окружающий мир или можно так сказать: у человека меняется внутреннее отношение к внешнему миру. Причем на первых порах и при незначительных дозах это, как правило, приятные ощущения, вызванные снятием напряжения, своего рода расслабление, некое успокоение. Об этом, вне всяких сомнений, знают все, кого хоть раз соблазнил зеленый змий… Несомненно, что это было известно и тем гениям, о которых я упомянул.
То есть люди, достигшие таких высот творчества, почитаемые даже сильными мира сего, которым рукоплескали миллионы обожателей, связывали свои достижения в творчестве с эдакой «пьяной музой». Таким образом алкоголь и наркотики были важными, сильными и одновременно слабыми элементами этих людей при создании шедевров. Имея статус гения, то есть «человека от Бога», они не гнушались ниспадать до примитивного испития зеленого змия для превращения своего дара в реальное творение. Они были готовы опускаться всякий раз на «дно» лишь для того, чтобы оставаться успешными и сохранять аудиторию почитателей, которые уже утром снова будут возвеличивать их до небес.
Небо и дно — парадокс некоторых гениев, а может, их большинства, а может, всех? Почему же люди, заслужившие Божью благодать, не в состоянии использовать силу такого дара без дополнительного допинга — применения примитивных низменных стимуляторов? Cколь велико противоречие: получив многое, не справиться с малым!
Киев остался далеко позади. Мы стремительно летели навстречу приятным загородным дачным ощущениям. «Летели», конечно, ровно настолько, насколько нам позволял это делать трафик. День был безоблачным. Полдень уже миновал, солнце было хорошо видно впереди по ходу нашего движения. Его лучи, преодолев границу между крышей машины и ветровым стеклом, били нам прямо в глаза. Светило как бы указывало нам путь трансфера в направлении юго-востока и в то же время как будто хотело посмеяться над нами и показать, насколько оно недостижимо для нас в мирской суете.
Мысли об употреблении одаренными людьми «стимуляторов вдохновения», причинах их использования, а также о природе такого влечения пронеслись в моей голове довольно быстро, но я поймал себя на том, что долгое время мой мозг не мог найти ответа на застрявший в его лабиринтах вопрос: почему так происходит? Почему, получив такой карт-бланш от Создателя, как талант, одаренные люди не в силах достигать нужного творческого состояния без помощи такого «наркотического раскрепощения сознания»?
Да, после принятия определенной «дозы», человек ощущает, что на время в его сознании снимаются некие блоки, раздвигаются границы восприятия, представления и т. п., тормозящие, вероятно, в том числе и процессы творчества. Но что мешает человеку, к которому уже благосклонно небо, одарившее его талантом, научиться входить в «творческую нирвану» иными богоугодными, что ли, способами?
На ум сразу приходят два варианта ответа: тяга к употреблению — лишь привычка или попытка убежать от проблем материального мира, не имеющая ничего общего с развитием творческих способностей личности; или здесь тайная глубокая мудрость Творца: подсказка о том, что талант, успешность — это лишь «аванс» для развития личности, его духовности, и, будучи избранными небом, талантливые люди лишь перемещаются в точку старта своего духовного развития. А далее все зависит от человека, выбор пути в его руках: справится ли он с соблазнами материального мира, научится ли слышать небо и следовать его указаниям, подсказкам, в том числе для создания своих шедевров, или утратит его доверие и застрянет на материальном уровне — «творениях» с применением «дозы творчества».
Да, слаб человек, и вполне притягательной для большинства людей является мечта стать успешными, состоятельным. Но важнее ли это пути духовного развития, пусть даже в ущерб успешности, богатству, мнению о тебе социума и т. д.? Интересный и сложный вопрос…
Мысленно задаю его себе и почти сразу чувствую, как в ответ на лице расплывается недвусмысленная улыбка — для меня это вопрос риторический. Но обольщаться не стоит — возможно, в этот момент проснулась моя гордыня…
Гениальность — это дар свыше. Получив его, человек просто не имеет права быть зависимым от низменных мирских потребностей (алкоголя и т. п). Ведь это все равно что отвернуться от своих небесных покровителей, поверивших в тебя и указавших путь, или, по сути, имея на весах, с одной стороны, Свет, а с другой — Тьму, не справиться с искушением и склонить чашу весов в сторону мрака. Дар гениальности — это как признание небом и в то же время — сложное испытание, выпавшее избранному, по результатам которого само небо дает оценку.
Уж лучше тогда не иметь благ гения и успешного человека в привычном нам социуме, а стараться выйти за рамки материального мира и идти навстречу Свету, найти свой пусть нелегкий, но единственно верный, праведный путь. Кстати сказать, многие исследователи этой темы до сих пор считают гениальность неким тяжким бременем.
Я нашел ответ на мучивший меня вопрос. Оставшееся время в пути прошло почти незаметно и точно на позитивной ноте. Несмотря на то, что за окнами мелькали давно и хорошо знакомые пейзажи, я воспринимал их с неким неподдельным интересом и даже теплотой так, будто созерцал их впервые и был при этом в исключительно хорошем настроении. По-видимому, такое состояние было вызвано следствием работы моего сознания, его откликом на правильный вывод в финале моих рассуждений. По крайней мере, мне очень хотелось так думать.
Наша небольшая загородная усадьба встретила нас, как обычно, по-дружески — тепло и приветливо. В этот раз, помимо уже знакомой, но каждый раз желанной порции чистейшего воздуха, нас окутал запах спелых слив, что упали, лопнули и источали неповторимый слегка сладковатый винный аромат. Приятная прохлада от земли, и выращенных нами в содружестве с природой плодовых деревьев, кустов, цветов после знойного асфальта и тяжелого городского воздуха еще недавно казались нам чем-то недосягаемым.
Получив таким образом благодатный энергетический заряд и перейдя сразу на второе дыхание, как в спорте, наша семья с благодарной легкостью, почти на автопилоте «телепортировала» привезенные с собой пожитки и провиант в наш провинциальный уютный домик. Шаг за шагом, как всегда, после приезда, мы снова возвращали себе права хозяев дома, которых лишались на время, потеряв осязаемую связь с ним, и будто снова наполняли его нашей обновленной жизненной энергетикой.
Позже, когда начало смеркаться, я по обычаю вышел на балкон — я так делаю часто особенно в первые часы по приезде, — чтобы полюбоваться видом на реку и вдохнуть очередную порцию умиротворенного загородного воздуха.
Багровый диск солнца, каким он бывает в ясную погоду в момент заката, уже начал медленно уходить за горизонт, как бы растворяясь в толще земной коры. Его дневной путь по небу завершился, и природа — все живое и не живое — готовилась к прощанию со светилом до утра. Это — ритуальный момент, ощущения от которого никогда не утомят нас и не оставят равнодушными. Это — магия неба и солнца, кульминация смены света дня на темноту ночи, момент перерождения, энергетического перехода, очередной из которых произойдет уже утром, но в обратном направлении — от темноты к свету. Баланс энергий на примере природы дает нам подсказку: все имеет место на этом свете, да и во всем Мироздании, тьма и свет — не исключение. И только в постоянной борьбе одного с другим они творят реальный мир с их событиями явными и неявными, понятными и непонятными человеку. Не упустите свой Свет, и, если ваш путь — Любовь и Доброта, еще больше цените время, найдите всё в себе или хотя бы продолжайте искать свой путь. «Познание есть суть» — так сказал один известный мне человек.
У перил балкона повернутым в сторону реки уже стояло кресло, в которое я чуть было сразу не опустился, но вовремя отреагировал: на нем лежала книга, та самая, объемная, видимо, заблаговременно приготовленная женой на случай моего желания приобщиться к чтению на свежем воздухе.
На этот раз она осталась на месте, мне и так было о чем подумать…
Киев, август 2022