Фотография
Пятница вечером - люблю это время - рабочая неделя позади, впереди два дня выходных. Наконец-то отосплюсь, отдохну, переделаю все домашние дела, которые накопились за неделю и «валяются» по всей квартире. Ну это всё завтра, а сейчас пятница вечером - сижу пью пиво в баре и балдею. Мыслей никаких, просто живу. Люди кругом шныряют туда-сюда, мне всё равно - я отдыхаю. Повеяло прохладой. Поворачиваю голову - дверь открылась. Вижу, фигура знакомая. Артем. Точно, Артем. Фотограф. Отличный мастер. Люблю его работы. Наверное, потому что он сам любит свою работу, и фотографирует для себя - для души, не ради денег.
- Артем! - зову его. Ага, махнул рукой, значит сейчас придет.
Нравится общаться с ним. Артем какой-то нестандартный, непохожий на других знакомых. Всегда чем-то увлечен: путешествует по стране, пишет стихи, и, конечно, же фотографирует. Живет фотографией. Предпочитает обычную фотопленку и скептически относится к "цифре".
"В пленке 36 кадров - это всё что есть, и ты должен беречь их и дорожить ими. Использовать каждый снимок, как последний, так чтобы после проявки фотография могла жить самостоятельно. Каждый кадр - это жизнь, её мгновение, дыхание. Цифровиком можно снимать бесконечно, удалять или редактировать всё как хочешь. Пленку не изменишь никак, на ней всё навсегда и по правде," - считает он.
- Привет. Рад тебя видеть. Скажи, ты много читаешь и много знаешь. Почему подонки и негодяи
живут долго и совершают разные гадости? А дети, маленькие дети умирают? Почему? - сел Артём передо мной и поставил на стол рюмку с водкой.
Я не знал, что ответить. Не ожидал такого вопроса. Немного подумав, сказал:
- Не знаю. Не задумывался над этим. Наверное, потому что никогда не сталкивался.
- А ты подумай.
- Ты же не пьёшь, - попытался я уйти от вопроса, поменяв тему.
- Да, не пью, но иногда выпить надо. Запомни - нельзя себя ограничивать ни в чём. Нельзя жить в рамках. Это можно, а это нельзя. Неправильно. Это не должно быть препятствием, - сказал мой друг и постучал указательным пальцем себя по лбу, - Это должно управлять действиями человека, вести его вперёд, а не останавливать.
- Что-то случилось? - догадался я.
- Да, - ответил Артём. Затем, выдохнув и залпом выпив свою водку, посмотрел на меня и продолжил.
- Три месяца назад ко мне в мастерскую пришла женщина и попросила сфотографировать её пятилетнюю дочку. Но ты же знаешь, я этого не делаю, и я отказал ей. Она мне сказала, что её девочке осталось жить всего несколько недель.
Артем замолчал. Его глаза потускнели и неожиданно наполнились слезами. Он поднес руки к лицу ладонями к друг другу, вздохнул и сжав их в кулаки, опустил их на стол. Его взгляд стал опять ясным.
- Я согласился. Женщина привела дочку. Девочка была похожа на маленького ангела, который спустился к нам с небес. Я сделал фотографии. Мне кажется, никогда так ещё не работал. Ты знаешь, думаю, что ребёнок не знал о своём будущем. Она жила, понимаешь, просто жила. Смеялась, танцевала, радовалась каждой вспышке фотоаппарата. Снимки получились отменные. Я много часов провёл, смотря на них, но так и не понял - почему. Почему так бывает? Эта женщина приходила сегодня. Сказала, что дочери нет. И что девочка любила мои фотографии, всегда носила их с собой и просилась приехать ещё. А теперь её нет. Как будто и не было.
- Нет, - возразил я, - она есть. Есть на фотографиях. Она осталась такой, какой ты её сфотографировал. И главное, она есть и будет в твоём сердце, в твоей душе.
- Может быть, - задумался Артём, - пойду, мне пора. Извини, если что.
- До свидания, - с грустью ответил ему, - и мне пора.
Я вышел на улицу. Было темно и прохладно...