17.09.2014 23:29
для всіх
427
    
  8 | 8  
 © Ольга Моцебекер

Память

з рубрики / циклу «В каждой строчке жизнь»

Черные балетки моей почти взрослой дочери стоят в коридоре возле двери, балетки из мягкой кожи, модель с округленным носком и тонкой прошивкой посередине. Такие же были и у тебя. Я помню. У тебя таких было несколько пар. Одни с прошивкой посерединке с красной нитью – на каждый день, вторые - с тонюсеньким зеленым узором - на выход, еще одни с прошивкой голубой нитью – «про запас». Зачем тебе одинаковые кожаные черные тапочки с небольшими различиями? – подумала я лишь раз. Потом эти черные балетки стали как бы неотрывной частью твоего образа для меня, а теперь и воспоминания о тебе, моя родная.


Я помню… Все помню. Помню твои глаза, множество мелких морщинок на лице, твои длинные темные волосы. Я и сейчас могу ощутить свою ладонь в твоей руке. Я помню твои руки - небольшие, натруженные, но такие родные. Ласковые поглаживания по голове, разве забыть? Ты как будто рядом.


Я помню твои наряды: длинные темные юбки, вышитые старинными знаками и узорами льняные рубахи, жилетки и пиджаки. В памяти сохранились все расцветки твоих фартуков с карманами, узоры твоих платков. Всегда в платке, скрывающем красоту твоих волос, ты выходила на улицу. Вечером перед сном, когда ты расчесывала свои длинные, ниже колен, волосы я восхищалась и удивлялась, почему прячешь эту красоту. Помню, что со временем мама подстригла тебе волосы, они стали тонкими и седыми. Но в моей памяти так и осталась твоя река волос и твоя женская красота, моя бабушка.


Я помню наши посиделки. Помню, как трещит в печке огонь, рядом на веревке сушится моя одежда, а я сижу у тебя на руках и слушаю твои истории. Ощущение защищенности, безопасности, тепла и сейчас со мной при этом воспоминании.


Мне не забыть историю твоего замужества. Когда ты рассказывала о знакомстве с моим дедом и о том, что тебя выдавали за него замуж родственники совсем юной, я сидела тихо, боясь, что ты остановишься и не расскажешь. Ты говорила, что вы шли с дедом на венчание в церковь через мост. Ты не хотела выходить за него замуж, потому что ты еще не любила его, вы были одногодки, он был ниже тебя ростом и худеньким, и тебе хотелось сбросить его с моста в речку. Я не могла перебить твой рассказ вопросом, но помню свое внутреннее возмущение: «как так не хотела идти за деда?» Я помнила деда по фотографии. Для меня он был красивым и высоким. И ты как будто услышала мой тихий внутренний протест, сказала, что полюбила деда потом, что он через год вырос и стал намного выше тебя, возмужал и на него даже стали заглядываться другие женщины, призналась, что тебя иногда это даже огорчало.

Я помню все твои истории о детстве, о голоде, о войне, о людях. Не забыть, сколько в них было боли. Но мне не забыть и сколько в тебе было силы, любви и нежности, моя бабушка. Все помню.


Помню твои последние годы. Ты высохла, стала почти прозрачной, маленькой, лицо в годах морщинках, потерявшие цвет глаза, но женская сила ощущалась в тебе и тогда. Ты была хранительницей дома.


Я помню твой самый страшный в жизни день - день, когда хоронили твоего внука. Ты уже не вставала, не могла даже выйти попрощаться. К тебе только раз его поднесли, и ты потом осталась одна с этой болью, все вышли из дома. Ты пережила сыновей, мужа и многих близких, твои дети были уже с сединой, а ты несла груз своих лет, наклоняясь все ниже к земле. Но небеса не позвали тебя к себе, а позвали самого младшего внука. Я не видела тебя милая в тот день, вернее видела лишь глазами, а душа была далеко от тебя. Но сегодня я снова увидела тебя – маленькую, одинокую, сидящую на кровати, готовую поменяться с внуком местами, лишь бы была на то воля небес. Ты молила об этом, но небеса не услышали. Я обнимаю тебя сейчас, моя бабушка. Мысленно обнимаю.


Я помню твои песни, твою улыбку и твои слезы. Я помню все о тебе. Возможно, поэтому оттуда из-за черты ты меня бережешь и предупреждаешь через сны. Где бы не была твоя душа, я люблю тебя и помню, моя бабушка.


Черные балетки стоят у двери. Память, как окно в прошлое - взглянул, полюбовался и пошел дальше. Жизнь продолжается. Дорогу жизни легче осилить, когда рядом любящие сердца, родные души.

--------------------

Посвящается Плаксий Анне Семеновне, 2014 г.



Васильков, 

Візьміть участь в обговоренні

+++ +++
  • Зберегти, як скаргу
Не знайдено або поки відсутні!