Л А В Р А
из прошлого века память
«Бывает, скажут о чём-то: смотри это новость!
А уже было оно в веках, что прошли до нас.
Не помнят о прежнем – так и о том, что будет,-
О нём не вспомнят те, кто будут позднее».
Книга Экклесиаст.
На территории двора Александро – Невской лавры расположено некое кладбище под названием «коммунистическая площадка».
В «ленинградское» время оно имело вид несколько неухоженный и пропадало среди кустов и деревьев.
И вы правильно поняли, что там, в разное время и были захоронены коммунисты всех мастей и разрядов.
Лежали на нём лётчики, моряки, чекисты, комиссары, партработники, генералы, адмиралы и, как всегда - вечные майоры.
Надгробия были всех видов и конфигураций с пропеллерами, якорями, звёздами и, даже Фишман в шинели из цельного гранита незыблемо стоял на страже родного отечества.
Погуляв с группой чужих туристов по «Некрополю мастеров искусств» я зашёл на территорию двора, что возле собора.
Оглядевшись вокруг, подумал, что бы мне ещё тут посмотреть, чего я не видел. Ага, вон захоронения в бурьянах. «Коммунистическая площадка» называется. Надо бы с ней разобраться, а то ходишь, всё время мимо, а что за люди там лежат, не знаешь.
Люди здесь лежали серьёзные и надписи на плитах были почти исторические.
Пока не наткнулся на плиту с надписью, которая вызвала у меня весёлую улыбку и заставила подумать: «Не, ну, не дурак ли, а!».
В подражание латинским изречениям и, не без вызывающей скромности надпись гласила: «КОММУНИСТ С 1905 ГОДА». И это при том, что рядом лежали и стояли плиты с надписями «Член РСДРП с 1903 г.». Ну правильно же, какие ещё такие коммунисты в девятьсот пятом году, не было тогда никаких коммунистов, а если кто и был так только одни члены. Но вот человек взял и сделал такую надпись. И по фамилии, вроде как русский, а не всякий там фишман. Может, родственники сами придумали? Ну и зачем людям головы морочить. Ведь если он и был членом, так членом и помер. В чём суть гордовитости?
Юность, как водится, всё знает и всё понимает, ведь она моложе Бога.
Тащась по Старо-Невскому проспекту под набухшим осенью небом, я всё знал и всё ведал. Нелепая надпись на камне, хотя и веселила меня, но и не оставляла в покое. «М-д-я….» - думал я, стараясь не выходить за пределы этого размышления.
Но на подходе к площади с неба посыпалась осенняя морось, настроение начало падать, а вот надпись на погребальной плите, наоборот, зажглась в моём сознании каким-то апостольским светом.
«Фу ты ну ты…. Может он и в самом деле мнил себя апостолом коммунизьма?** В то время. А почему бы и нет. Мало ли тогда малахольных было…. С другой стороны при таком дурном климате, какое тут к чёрту апостольство. Да никакое».
Допивая за стойкой кофе с молоком и, глядя, в окно на улицу я сочинял достойный вывод:
«Да пошли они со своей надписью на хутор бабочек ловить. Погода и так испортилась. Напишут, чёрт знает что, а ты тут ходи в мокрых ботинках и думай. Лучше бы солнышко выглянуло. Коммунисты мать их ети….».
Солнышко в тот день так и не выглянуло, надпись сама собой растворилась в сумерках вечера, а вот неохристианство коммунистов осталось у меня на примете. Я на них потом так и смотрел.
И дела их все были определены и исчислены. Аминь.
*«Коммунистическую площадку» нынче снова переименовали в «Казачье кладбище».
**Словом «коммунизьм» в своё время щеголяли лекторы и пропагандисты. Это был «хрущёвский» шик.
18 июня 2015 г.