Сидел в кресле резном и скучал. Снимет, бывало, корону с головы, подышит на каменья самородные, протрёт их рукавом, и любуется на просвет. А то ещё палец послюнявит, да и сотрет пятнышко на ободке, гадкие мухи засиживали.
Сидел, сидел, думал, думал, да и решил народу мудрость свою явить.
Велел кликнуть народ. Собралась толпа и стала взирать на царя со смирением. А царь разгладил усы, да и спрашивает:
- Добро ли живёте, народ?
- Добро батюшка, добро кормилец – отвечал народ.
- Ну, ну – согласился царь, а дальше и говорит – Решил я вам загадку загадать.
- Загадывай кормилец – народу стало грустно.
- Так вот вам и загадка: «Колбаса или жизнь?» А по разгадке и жить будете! - и, махнул рукой, отпуская народ.
Опешил народ. Как же так?! Потоптался, потоптался да и разошелся думушку думать.
Маялся народ, с ордынских времён такого страху не было. Яйцеголовые, те сразу впали в ересь, это, бают, борьба и единство противоположностей. Господи! Какая борьба, какое единство?! Здесь на кон колбаса поставлена, а?!!
Суеверные забубнили по углам: «За грехи наши, за грехи наши…»
А самые трезвые, так сразу и сказали: «Каяться надо! Идти к царю, и – каяться! Авось – помилует?!»
Что ж выбрали самых умных, да и пошли к царю.
Пришли, упали в ноги и завопили: «Не вели казнить, вели выслушать!»
- Ну, ну – оживился царь – говорите!
- Батюшка ты наш, кормилец! Прости за грехи и помилуй, не дай нам сгинуть, сохрани животы худородные…!
- И колбасу – тоже! – крикнул отчаянный.
- Добро, добро – повеселел царь – будет вам и колбаса и жизнь на всей моей воле. Аль не согласны?!
Як на мене, то "ковбаса" є хоч і не достатньою, але все ж необхідною умовою життя. Лише Божим духом та високими ідеями народ довго на протяне. Тому цар, що обіцяє ковбасу, завжди виграє в царя, який пропунує затягнути паски. Питання в ціні за ковбасу і виконанні обіцянок.