Чибис
з рубрики / циклу «рассказы - 2»
После развала СССР Украина занимала третье место в мире по количеству ядерных боеголовок. В ее полях и лесах еще в начале 90-х скрывали 1272 бомбы, способные уничтожить Землю несколько раз. Грознее арсенал был только у США и России.
Из статьи в «Украинской правде» за19 июня 2020г.
На съезде с автомагистрали, чуть в стороне от дороги под разложистым деревом ранним утром стоял человек.
На дороге не было ни души, и только лёгкий утренний туман, учуяв восход теплого летнего солнца, забеспокоился и стал прятаться между кустов и деревьев.
Человек в ожидании смотрел в сторону, где дорога убегала вниз к мосту через речушку, поднималась вверх, рассекала собой, сосновые посадки и бежала вдаль среди полей и деревьев, нежась в предутреннем сладком сне.
Наконец-то на дальнем конце дороги, за речушкой показался защитного цвета военный газик с открытым верхом.
Человек поднял с земли рюкзак и шагнул из-под дерева ближе к дороге.
Газик свернул с автомагистрали, фыркнул и остановился. Человек с рюкзаком подошёл к нему, уложил свою поклажу на заднее сиденье и, открыв дверцу, сел рядом с водителем.
- Привет!
- Привет, привет! – пожав руку пассажиру, водитель включил передачу, и они помчались в сторону от головной магистрали по зарастающей уже военной бетонке.
Минут через десять езды водитель спросил:
- Взять-то не забыл?
- Нет, не забыл.
- А что взял?
- «Стандарт». Три штуки. Хватит?
- Конечно. Мы ж не упиваться едем, а помянуть.
Газик мчался среди полей и перелесков, спускался в балки, выныривал из них и довольно урчал в ожидании встречи с родным расположением.
- Где остановимся? – спросил водитель.
- Давай, как и раньше, у ручья – отвечал пассажир. То, что наш пассажир был с рюкзаком, мы уже знаем, а вот водитель газика был в камуфляжной форме и с погонами полковника на плечах.
- Добро – отвечал водитель в камуфляже. Они свернули с бетонки и, газик, подминая колесами мокрую от росы траву, помчался по заброшенным полям, вдоль перелесков к известному только ему месту.
Солнце уже смотрело на землю, когда наш газик прибыл в своё расположение. Его заботливо поставили в тени деревьев и разгрузили поклажу. Помахав руками, поприседав на месте и сняв с себя рубахи, друзья пошли к ручью.
Умывшись по пояс прохладной водой, вернулись к газику. Полковник достал из багажника пару вязанок дров.
- Что в магазине купил, что ли? – хохотнул Чибис.
- Так точно. Мы ведь с тобой уже не пацаны, чтобы сучья ломать. Чего уж там….
- Ну да, ну да…. Не пацаны…. А жаль, стареем брат, стареем….
- Ай, да ладно, тебе…. Сейчас вот примем по рюмашке на грудь и помолодеем – полковник не любил сдаваться – Снеси-ка лучше водку к ручью, пусть остынет.
Чибис спустился к ручью, аккуратно уложил среди камней бутылки и присев на корточки залюбовался бесконечным бегом прозрачных струй и, начал было уже впадать в философическое настроение, как от разведённого костра послышался голос полковника:
- Воду давай, будем салат готовить!
Салат не салат, а овощи вымыли, нарезали и посыпали солью. На походном столике разложили нехитрую закуску.
- Ну что, давай за приезд! – в своём расположении полковник, как и полагается, был командиром.
- Давай! – отвечал ему Чибис. Они подняли стаканы, чокнулись, выпили и, понюхав чёрный солдатский хлеб, захрустели огурчиками.
Солнце к обеду, каша на стол. Настоящая армейская гречневая каша с мясной тушёнкой. Чибис повертел в руках банку из-под тушёнки всю в прозрачной смазке.
- Тушёнку-то, где достал? – спросил он у полковника.
- Где, где, со складов наркома обороны – хохотнул тот в ответ – сейчас такую уже и не делают.
- Эт, точно – согласился Чибис – всё больше из какой-то собачатины варят, купил я тут как-то в магазине, не приведи господи, какая гадость.
- Ну, брат, нет страны – нет тушёнки….
- Что верно, то верно….
Молча стали накрывать на стол. А когда стол был накрыт и водка разлита, полковник поднял свой стакан и сказал:
- А теперь давай помянем мою часть…
Выпили не чокаясь. Закусывали молча.
По времени разливая водку по стаканам, Чибис спросил:
- Что, скверно было?
- Скверно брат, не то слово…. Ты знаешь, когда я отправил свою последнюю ракету, меня словно срезали, как дерево на корню…. И стал я обрубок обрубком, пень пнём, иначе и не скажешь. Худо было, но после отошёл, оклемался малость. Так вот и живём брат.
- Давай за нас – предложил Чибис.
- Давай – согласился полковник, и они махом выпили водку.
- А представляешь, какая мощь была, какая сила – говорил полковник, закусывая – А денег, сколько всё это стоило, уму непостижимо. Да за эти деньги, что ушли на мой полк, можно было город-миллионник построить.
- Да ну? – не поверил ему Чибис.
- Да вот тебе и «да ну» - отвечал ему полковник – Я тебе говорю.
- Ладно, хорошо, может быть оно и так, а сколько тогда таких вот полков было зарыто под землю, десять, двадцать, сотня?
- Ну, брат профессия в тебя въелась до самого дна – глянул на Чибиса полковник – так и быть, бери под сотню и не ошибешься.
- То есть под землю было зарыто где-то с сотню городов - миллионников, так, что ли? Это же по всей стране целый архипелаг наберется. Подземный.
- Вот, вот – подземный. А ты бы взял да и описал его. Только учти брат, города городами, а Родину защищать надо было, и тут уж не до счетов в бухгалтерии, а возьми и жизнь положи.
- Да кто возразит, Родина она всегда – Родина, только вот по «архипелагам» у нас один мастер и имеется, блаженной памяти Исаич, а мне всё это «невподым» как он и говаривал. Талант у меня не того калибра, ты, кстати, его «Архипелаг» читал?
- На полке стоит, а читать…. Да когда мне его читать, я ведь на службе, вот, может, выйду в запас тогда уж и почитаю. Ты-то, небось, его всего прочёл?
- Я? Да с «Архипелага» страниц пятьдесят и прочитал, а дальше он как-то не пошёл, не знаю…. Вот Шаламову я больше верю, пронзительней он что ли, душа у него есть, а Исаичу – не знаю, не знаю…. Да бог с ним, с пророком, давай лучше выпьем за жизнь.
- Наливай!
- Ну что, за Родину!
- За Родину!
С расположения уезжали в лёгких сумерках, дневная жара уже спала, воздух был тих и задумчив, робкие звёзды с любопытством смотрели на землю, где среди полей и перелесков в дурмане душистых трав мирно спали пустые шахты ракетного полка.
г. Киев, 19 июня 2012г.