Любопытство
Любопытство укрывает в себе множество лютых грехов и страстей, таких страшных, что дном ада смердит. Это страстная любознательность, желание постичь чужие грехи и тайны, выражаемая в подглядывании и подслушивании, а также любых доступных способах для одержимых этой страстью людей. И данные методы могут переходить абсолютно все Божии Заповеди, нормы человеческой морали, Конституции и уголовного закона, гарантирующих неприкосновенность частной жизни, корреспонденции и жилища.
«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия», - Преподобный Варсонофий (2).
Но люди, поглощенные страстью любопытства, которая хуже похоти, абсолютно не расценивают ее грехом. Оттого они полностью в его власти, а в глазах у них - преисподнюю видно. Ибо этим людям всегда не хватает подробностей чужой личной жизни, они бесконечно мучаются от жажды любопытства. Странно, но не греша они страдают, возможно их души уже в аду... «Не расспрашивайте с любопытством о временных делах мира сего, дабы не уподобиться отхожим местам в кои всякий идет для извержения излишеств чрева, от чего оные места всегда наполнены смрадом", - Преподобный авва Исаия (3)
Как и в любом пороке здесь важна природа происхождения, причина поступков и поведения человека.
1) Почему, когда происходят трагедии, аварии, катастрофы и прочие беды, эти события собирают много людей? Они любопытны и удовлетворяют свою страсть, за счет страданий и трагедий других людей, получают удовольствие схожее с удовлетворением сладострастия, только еще хуже, потому что их наслаждение возможно лишь при условии чужих страданий и им всегда мало. Подобны этому и древние истязания, при которых в презренных бросали испорченные помидоры или устраивали публичные казни.
Однако, Благородная цель не порождает недостойных средств и поступков. Если же это не так, цель изначально не благородная. Как и неискренняя Милостыня не приносит пользы милующему. Нет смысла бороться с последствиями, но надлежит бороться с причиной.
И есть только одна благородное основание стать свидетелем чужого горя - искреннее желание оказать помощь, при наличии такой возможности. Если же мы не хотим или не можем помочь, не нужно смотреть на чужие страдания, просто пройдите мимо.
Однако, из данного контекста следует выделить такое понятие, как зрелище. Данный термин встречается в Священном Писании, в Деяниях Святых Апостолов (гл. 19:29; 31) в свете повествования о народном собрании в ходе обостренной борьбы язычников против распространения Христианства: "зрелище — место общественных увеселений, куда собирался во множестве народ [театральные, цирковые представления, коррида, жестокие спортивные соревнования, среди которых следует особо выделить гладиаторские бои], и где часто производились общественные собрания, выборы, судопроизводство и т.п." Таким образом, отличительной чертой зрелища является его изначальная природа - это специально организованное для широкого круга публики развлекательное мероприятие, которое создано для зрителей и не может существовать без них. А их действующие лица, пусть даже рискующие жизнью, делают это заведомо для достояния публики, и зачастую за вознаграждение. Соответственно зрители зрелища не нарушают ни норм закона, ни основ морали.
Однако, Святые Отцы призывали избегать наблюдения и этих мероприятий. Вернемся к примеру к гладиаторским соревнованиям: "победитель, сломив своего противника, обращается к зрителям с вопросом: щадить ли жизнь или убивать, – или когда разъяренная толпа, глядя на гладиатора, не совсем охотно вступающего в бой, неистово кричала распорядителю игр: бей, секи, жги его... при подобных зрелищах кровь лилась рекой", - А. П. Лебедев ("Публичные зрелища и голос древнехристианской Церкви по поводу них"). Все же человек, со страстью наблюдающий такие представления, изначально жестокий садист и разум его извращен, и это обстоятельство лишь ухудшается от удовлетворения их тайной низменности сценами насилия и смерти.
2) Изобличение ближнего в грехах, страстях и постыдных тайнах - также является разновидностью любопытства, во удовлетворение своей низменной страсти. Такие люди уже не живут своей жизнью они питаются чужими недостатками и пороками, ради этого они существуют. А публичное изобличение своих жертв доставляет им еще больше садистского удовольствия. А с какой страстью они осуждают!..
Святой Ефрем Сирин (4) учил: «Перестань любопытствовать о чужих пороках, чтоб естественным образом не растлился от сего благочестивый твой помысел».
Но если истинная причина изобличения состоит в том, чтобы спасти человека от смертных грехов и страстей - эта цель благородная.
3) Очередной формой любопытства является желание убедиться в том, что у других тоже все плохо, успокоиться и порадоваться. Такие люди, удовлетворив свою страсть даже пытаются дружить с Вами исключительно по признаку того, что Вам также плохо, как и им (или еще хуже), и у Вас теперь много общего. Но таких людей стоит избегать, они неискренни и желают Вам зла, так как если у Вас все наладится будут завидовать, а возможно и причинять зло.
Здесь, конечно, благородной причины быть не может.
4) Праздное желание завладеть любыми подробностями чужой частной жизни, возможно без начальной цели. Оно выражается в подглядывании, подслушивании, поиске третьих источников информации, опросе возможно осведомленных лиц, открытых и грубых требованиях рассказать все об интимных и личных подробностях своей жизни у объекта больного любопытства, действия направленные на завладение чужими личными фотографиями, видео носителями. От таких людей и избавиться, и защититься очень сложно. Вышеуказанные действия, изначально из причин любопытства, не только нарушает неприкосновенность чужой частной жизни, но и взывает к тайным страстям подглядывающего.
И конечно могут повлечь прочие тяжкие последствия, такие, как фото или видеосъемка, публичное обнародование или шантаж, а также использование данной информации в иных низких целях. Такие люди не отходят от окна в любое свободное время, на звук подъезжающего к соседям автомобиля бегут так, как будто приехали к ним, прислушиваются, пытаются не пропустить ни одной подробности, стараются знать все и конечно же обо всех, и обязательно делиться этой информацией с обществом, ибо сие важный этап их сомнительного образа жизни. И им не просто интересно, это болезненное состояние, страсть от которой они сгорают.
..."Некто из неблагонамеренного любопытства, пожелав узнать, что делает подвижник Акепсим (5), дерзнул влезть на дерево, посаженное вблизи его кельи, но тотчас же пожал плоды своей дерзости. Онемев половиною тела от головы даже до ног, он с покорностью явился к блаженному и признался в своем поступке. Тот сказал ему, что он возвратит себе здоровье, когда срубит дерево. Акепсим приказал срубить дерево для того, чтобы другой кто-нибудь не сделал того же, что сделал этот любопытный, и не потерпел подобного наказания. За посечением дерева, действительно, последовало и освобождение от наказания... Такую-то благодать получил от Подвигоположника этот блаженный муж!" ("Сокровищница духовной мудрости") (6)
Такие люди подбегают к Вам на улице с требованиями рассказать им все подробности Вашей жизни, без утаивания, в противном случае Вы тут же объявляетесь хамом, а подробности будут выдуманы Вашим супостатом. Очень часто сложно бывает найти ответ человеку с которым Вы в той или иной степени общаетесь (или общались ранее), чтобы не обидеть его. Но, поверьте, эти люди прекрасно понимают, что ведут себя грубо, некорректно, нагло, бесстыдно, они будто пытаются раздеть Вас донага и сознают это в полной степени, не сомневайтесь. Не жалейте их, жалости они не достойны и сами сознают это. Большинство из них не желают услышать, как Вы счастливы им нужно совсем противоположное, в том числе задеть по больнее. Вы не должны им ничего рассказывать, они Вам не друзья и не доброжелатели. Одна пожилая дама, ныне покойная жаловалась на то, что соседская девочка бессовестная лгунья, а все лишь потому, что, на настойчивые расспросы пенсионерки не рассказала о том, что папа не живет с мамой. Но настырная старушка все-равно об этом разузнала. Другие, же не поверив в то, что у Вас все хорошо, каждый раз будут задавать один и тот же вопрос, делая вид, что это впервые. Самым излюбленным способом добычи информации для одержимых страстью любопытства являются дети: беззащитные, наивные. Однажды я была свидетелем того, как пенсионерка остановила на улице мальчика лет пяти с расспросами о его семье, в итоге она в порыве злобы закричала на всю улицу: "Кто с Вами живет???", - мальчик начал перечислять, что-то пояснять, но явно не то, чего ожидала пожилая дама. В итоге у нее закончилось терпение: "Я спрашиваю отец с Вами живет, отееец?!!" И таких людей много, очень много и каждый раз хочется защитить ребенка. Они делают самое худшее - насмехаются над чувствами детей и четко осознают это. Подобные явления нужно жестоко искоренять. Отвечать надлежит решительно, твердо, смело, так как они этого заслуживают, и пусть Вам не кажется сие грубым, Вы защищаете свое право неприкосновенную частную жизнь, но детям сделать это очень сложно. Взрослым тоже бывает непросто, особенно если они вежливы и учтивы. Самая большая проблема состоит в том, что мы боимся обидеть того, кто с легкостью и удовольствием обижает нас.
Обратимся к словам Святого Иоана Златоуста (7): «Нет ничего в такой степени неприличного женщине, как всячески разузнавать чужие дела; впрочем, не только женщине, но и мужчине, потому что это величайший признак бесстыдства и наглости».
5) Небольшой процент любопытствует с целью убедиться, что у Вас все хорошо и позавидовать, страшно позавидовать в более тяжких случаях попытаются убедить Вас отклониться от Добродетелей, свернуть с благоприятного пути. Они провозглашают свои антихристианские речи, поглощаемые огромной завистью и будучи сами осквернены лишением Благодати и многочисленными пороками, попытаются и Вас понизить до своей ступени. Недостойный человек никогда не стремиться повыситься до Вашего уровня, лишь понизить добродетель до своего и движимы они исключительно чудовищной завистью. К примеру, если Вы счастливы в браке Вас будут убеждать в том, что хранить верность супругу нет ни малейшего смысла.
Особым образом это касается подрастающего поколения, если человек убеждает Вас и Ваших детей в том, что молиться, соблюдать Пост (посильный), хранить Целомудрие, посещать Храм, в частности ночные службы на Великие Праздники, так же, как и проявлять успехи в учебе, творчестве, науке, профессиональной деятельности не нужно, не верьте им, не слушайте их речей. Ибо, это голос зависти. Нередко такие люди открыто признаются в своих низких чувствах, но не сразу.
Однажды мама с семилетней дочкой шли к Священнику, чтобы получить благословение для девочки на чтение Библии, по пути они встретили знакомую женщину, которая, узнав о об этом, начала неистово уверять их в том, что Священник откажет, в силу малолетнего возраста христианки. Однако, позже она призналась, что позавидовала, сама пришла к Богу в очень зрелые годы, ее многочисленные потомки примеру пожилой дамы не следуют. В более тяжких случаях Вашему счастью попытаются помешать не словом, а даже делом. Поэтому не рассказывайте о себе ничего, не хвалитесь. Та же женщина сказала, что, когда мы рассказываем о своих бедах, зло радуется. Когда рассказываем о своем счастье пытается помешать. Оттого счастье любит тишину.
И здесь тоже важна причина, иногда для того, чтобы спасти своего ближнего приходится проследить за ним. Но это уже благородная цель.
Однако, подобные люди переходят они не только нормы морали, Божьи Заповеди, неприкосновенность частной жизни, но и напрямую нарушают уголовный закон, т. е. по факту становятся преступниками, завуалированно удовлетворяя целый набор своих страстей! Они читают чужие личные дневники, несанкционированно прослушивают телефонные разговоры, получают доступ к почтовым, телеграфным, или иным сообщениям граждан, совершает несанкционированный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, фотографиям, видеофайлам (в том числе электронной почте, электронным носителям информации, социальным сетям, сайтам и т. д.), совершают незаконные проникновения в жилые владения, архивы, и иные помещения. Данные действия могут повлечь более тяжелые последствия, такие как копирование данной информации, ее уничтожение, публичное обнародование. Не исключено, что любопытному преступнику, изначально имевшему умысел лишь на удовлетворение собственных страстей, не захочется присвоить Ваши деньги, ценные бумаги, вещи. А также совершать иные преступные действия, на которые у него не было заведомого умысла, но они стали для него возможными благодаря открывшейся информации или обстоятельствам.
Не будет лишним подчеркнуть, что санкционированные меры компетентных органов в пределах и рамках действующего законодательства вполне правомерны и к любопытству не относятся.
Итак, природа происхождения любопытства исключительно порочна, для одержимых не остается никаких рамок этики и морали для ее постоянного, я повторяюсь ПОСТОЯННОГО удовлетворения. Этой теме посвящено немало трудов и наставлений Отцов, Учителей Церкви, Преподобных Святых. На ряду с ними огромный вклад в изучение и изобличение этого греха внес философ, теолог, Учитель Западной Церкви, католический Святой — Фома Аквинский (8). В своем труде "Сумма теологии" (том 9), он отвечает на два главных вопроса касательно природы происхождения вышеупомянутой страсти:
1) "может ли порок любопытства иметь дело с умственным знанием..."? В сущности, природы происхождения благого "не может быть ни среднего, ни пределов"*, оно, по сути, таково. Благородная цель — это благородные действия. Если же действия неблагородные, то и цель такова. “Способность быть разумной есть благо человеческой души”*, а совершенство Души - есть познание Истины. Оттого умственное знание - есть благо, ибо совершенствование человека происходит от потенции (не активизированного потенциала) к акту (бытие в совершенной форме, ставшее, а не потенциальное). Познание Истины - цель абсолютно благородная. Истина в Душе, ибо Человек имеет постоянную связь с Богом, Он же - абсолютное знание и нет Истины не от Господа. Правда же вокруг, извне и у каждого она своя, и относительная.
««Всякая премудрость – от Господа» (Сирах;1:1); и ещё: «Сам Он даровал мне непреложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий»»* (Книга Премудрости Соломона;7:17). Умственное знание - благая цель, ибо, от Бога. Не думаете ли Вы, чтобы Господь хотел бы, чтобы Вы подглядывали, подслушивали и иным способом обнаруживали "наготу" ближнего, раскрывали чужие тайны, наслаждая свои низменные страсти? Любопытство же не несет никакой пользы, лишь вред. Однако, как повествует Фома Аквинский важно избегать искушения возгордится знанием или более худшим - использовать знания во вред. "Ибо, любомудрие непосредственно связано не с самим знанием, а с желанием и усердием в стремлении к знанию"*. И здесь важна цель, Духовный путь. К примеру, когда человек не хочет и не может пройти Ваш дорогу, но алчет завладеть ее результатом, ее плодами из зависти. Таково же и желание высшего знания без Духовного пути.
Наука философов благо: "Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им", - Послание Апостола Павла Римлянам, 1:19.
“Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь” (1:25). “И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства..." (1:28). “Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому... а не по Христу” (2:8) - Послание Апостола Павла к Колосянам, Библия. Новый Завет.
Важно помнить, что нет Истины не от Бога, нет знания не от Бога, ибо, нет того, что Ему неведомо. Таким образом, следует всячески избегать опасности стремления получить знания из иных источников. Если Бог, не открывает мне некие тайны это значит то, что это мне не это неполезно и я не хочу обличать их богомерзким путем. Святые видели прошлое, настоящее и будущее Душой, потому что она чистая, они созерцали самого Бога. Это единственный путь. А заглядывать в будущее, прибегая к чуждым учениям - путь в никуда. То, что должно открыться нам по чистоте Души и по высшей Мудрости, Господь откроет и защитит теми знаниями.
Действительно, есть такие явления, которые можно познавать определенным образом и органом чувств. К примеру: звуки мы воспринимаем с помощью слуха; тепло, холод, боль благодаря осязанию и чем чувствительнее данные органы, тем лучше мы ощущаем и познаем окружающий мир. Ясновидение Души напрямую зависит от Духовной чистоты, от Духовной Красоты. Чем чище Душа, тем более нам видно то, что нельзя познать всеми возможными органами чувств. Соответственно не надо искать Бога в тайных науках и дальних странствиях. Ибо, Человек имеет постоянную Связь с Ним. И обрели мы ее тогда, когда Господь вдохнул в нас свой Дух. Природа происхождения, цели и методы у любопытства и умственного знания разные. И наличие, и отсутствие благородства здесь основополагающие. За Истиной нельзя подглядывать, она есть Благо. "Следовательно, порок любопытства не может быть связан с умственным знанием". (*)
И история Человечества подтверждает это: врачи делают гениальные операции, пилоты совершают беспрецедентные посадки... Бывший послушник цистерцианского монастыря Санта-Мария-де-Уэрта, испанец Хусто Гальего Мартинес (20 сентября 1925 года рождения) практически самостоятельно воздвиг Католический Собор в честь Богородицы Пиларской, не имя строительного или архитектурного образования, в своем родовом имении в городе Мехорада-дель-Кампо (Испания, провинция Мадрид) . Строительство Храма началось 12 октября 1961 года и еще продолжается, но в нем уже проходят службы. Хусто происходит из бедной, но весьма Набожной католической семьи. В возрасте 10 лет был свидетелем жестокого расстрела Священников и разграбления и осквернения Храма в его родном городе, коммунистами во время гражданской войны, что оставило глубокий след в его Душе. В 1953 году Хусто поступил послушником в Католический Монастырь. Однако в 1961 году был вынужден покинуть его и вернуться в родовое имение из-за заболевания туберкулеза. Тогда он пообещал Богу, что, если исцелится, построит Собор в Честь Богородицы. В своей работе он использует вторичные строительные материалы, иногда ему помогают добровольцы и его шесть племянников. Также материалы жертвуют строительные организации. Строительство Храма, имеющего высоту 40 метров и общей площадью 8 000 кв. м. продолжается в течении уже 58 лет.
2) Относится ли порок любопытства к чувственному знанию?
«Тут явственно видно различие между тем, что требуется внешним чувствам для наслаждения, и что – для любопытства. Наслаждение ищет лишь красивого, сладкозвучного, вкусного да мягкого, а любопытство – вообще всего, подчас даже противного, не из желания страдать, а чтобы познавать» - Августин (9).
"Зрелище становится греховным тогда, когда оно через посредство представляемых им вещей склоняет человека к порокам похоти и жестокости. Поэтому Златоуст говорит, что такие зрелища превращают людей в блудников и похабников"*.
“Можно наблюдать за действиями других людей и изучать их с добрыми намерениями – либо ради собственного блага”*. Например, жития праведников и Святых. ««Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евреям;10:24). Но наблюдать за проступками ближних ради того, чтобы их презирать или унижать, или даже без какой-либо цели вообще помимо их беспокойства, греховно, в связи с чем [Писание] говорит: «Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его»»*. (Библия. Ветхий Завет. Книга Притчей Соломоновых;24:15).
_
Примечание * — Фома Аквинский “Сумма теологии”
1. Святой Василий Великий или Василий Кесарийский (годы жизни ок. 330—379 гг. Кесария Каппадокийская, современный город Кайсери в Турции) — архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов, Великий Отец Восточной Церкви, один из трех Вселенских Святителей и Отцов Церкви вместе с Иоаном Златоустом и Григорием Богословом. Автор Божественной Литургии Василия Великого, изобретатель Иконостаса. Авторитет Святого имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви.
2. Святой Преподобный Варсонофий — монах, подвижник, родился во второй половине 5 века в Египте, затем поступил в монастырь Святого Аввы в Газе (область в Палестине) — умер около 563 года.
3. Святой авва Исаия или Исаия Отшельник — аскет, церковный писатель. Жил в 5-6 вв. в Египте.
4. Преподобный Ефрем Сирин — (родился около 306 года в Римской империи в г. Низибии, современная Турция — умер 9 июня 373 года в Эдессе) христианский богослов и поэт, один из Учителей Церкви IV века.
5. Святой Преподобный Акепсима жил в 4 веке в Сирии— христианский подвижник, пустынник, иерей. 60 лет провел в пустыне, незадолго до смерти принял сан Священника.
6. Авторы: протоиерей Михаил Нейгум, архиепископ Венский и будапештский Павел, иеромонах Ростислав Оборотов, протоиерей Иоанн Киевский.
7. Святитель Иоанн Златоуст Родился около 347 года в Антиохии сирийской — умер 14 сентября 407 года в Понте (область в Малой Азии). Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
8. Фома Аквинский родился в Италии около 1225 года в замке Рокказекка — умер 9 марта 1274 года, в монастыре Фоссануова (Италия).
9. Аврелий Августин Иппонийский, Августин Блаженный (13 ноября 354 года Нумидия, Северная Африка — 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка, территория современного Туниса) — христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский, один из Отцов Западной церкви.
© Copyright: Ольга Липа, 2019
Свидетельство о публикации №119101406800 Список чи