Эхо войны. История из старого альбома
то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны"
Р.Рождественский
Летний день радовал солнечным теплом. Отпуск в этот раз Лиза решила провести с матерью, собрала вещи, поехала в деревню. Дом встретил тишиной. «Мама, видимо, у соседки в гостях», - подумала женщина, вошла в комнату матери, положила вещи. Здесь все было такое родное – прямо из детства, будто и не было этих долгих лет вне стен родного дома. Обвела гостья взглядом комнату, посмотрела на громоздкий деревянный стол. На столе, накрытом белой вязанной крючком скатертью, лежал большой альбом. Лиза притронулась к нему, на миг показалось, что он ещё теплый от маминых рук. Раньше везде в доме на стенах висели в больших рамках десятки фотографий родни, но сейчас не модно стало, дети уговорили мать поснимать застекленные в больших рамах черно-белые фотографии. Она согласилась, и все фото распределились в большом альбоме.
Лиза открыла альбом, захотелось снова увидеть дорогие сердцу лица. Рассматривала на фотографиях молодых родителей, сестру, бабушку, родственников. Каждая фотография рассказывала свою небольшую историю жизни. Все фотографии были ей дороги. В альбоме было много черно-белых фотографий, они несли особую энергетику, были живыми, глаза надолго задерживались на них. Были в этом альбоме и уже пожелтевшие от времени фотографии родных. Взглянула Лиза на одну из таких фотографий с оторванным верхним краем и грустную историю вспомнила. На этом стареньком фото среди молоденьких парней и девушек были родители Лизы. Она внимательно изучала фотографию, будто видела впервые. Рядом с родителями на фотографии стояли высокий молодой человек Виктор да черненькая полненькая девушка Светлана, а за ними двоюродные тетушки и дядюшки Лизы. Родители познакомились с Виктором и Светланой через неделю после своей свадьбы на вечеринке у брата. Несколько лет они дружили семьями, но затем расстались Виктор и Светлана, а потом и дороги родителей с ними разошлись.
Мать когда-то давно рассказывала детям о Викторе и Светлане, и вот теперь, когда Лиза смотрела на фотографию, история их жизни снова возникла перед глазами. Росли Виктор и Светлана в разных городах, но после института по распределению попали в один город – в Харьков. Они познакомились в библиотеке, стали встречаться. Держались влюбленные друг за дружку крепко, ведь пережили много похожих событий, страданий, были сиротами. Виктор побывал после войны в детдоме, а потом его усыновили бездетные люди. Свету вырастила одна добрая женщина: нашла ее в годовалом возрасте недалеко возле железной дороги около разгромленного бомбами поезда. Встретились они, недолго встречались, поженились. Только у Виктора цель была одна: найти своих родных. Он постарше Светланы был лет на пять, помнил в отличие от нее хорошо отца и мать, сестренку. Когда война началась, он в деревне у деда гостил. Так во время войны с дедом и жил. Умер дед почти в конце войны, в 1945-м, а Витю соседка приютила. У нее своих детей семеро, после войны без мужа растить их было тяжело, поэтому и определила соседского паренька в детдом, а оттуда его забрала к себе бездетная пара. Что с сестренкой и родителями стало, Витя не знал. Говорили ему, что раз не разыскали в детдоме, значит погибли. Он не хотел верить: «Как отыщут, если меня дядя Толя с тетей Тоней забрали в Курск?» - отвечал.
Куда только не писал Виктор, чтобы найти родственников, да все тщетно. Света после того как вышла за него замуж, стала помогать в поисках. Когда решили махнуть рукой, судьба им «улыбнулась». Нашли они подругу матери Виктора, которая должна была быть эвакуирована за Урал вместе с матерью и сестрой Вити. Тогда в военные годы ехала она, оказывается, в одном поезде с матерью и сестренкой Виктора. Во время бомбежки мать Вити погибла, подруга эта была ранена, а что с девочкой стало, она не знает. Подобрали эту подругу добрые люди, она была без сознания. Подруга рассказала, где и как погибла мать, во что была одета в тот день малышка. Виктор продолжил поиски. Как друзья узнали, что Света – родная сестра Виктора, родители Лизы не знали, но факт остается фактом: Виктор и Света в результате своих поисков разузнали, что они – родные брат и сестра, и это разрушило их жизнь. Не смогли они дальше просто жить и вместе растить двух детишек, появившихся у них к этому времени, расстались мирно. Он уехал, обещал деньгами (переводами) ей помогать. Она также людской молвы не вынесла, уехала с детками в другой город. Разорвали они связь с прошлым, а заодно и связь со знакомыми, знавшими об их несчастье – ради детей.
Лиза всматривалась в лица Виктора и Светланы, жаль ей было их израненных судеб. В это время в дом вошла мать Лизы – Елена Николаевна. Она была красивой, статной, хотя уже и немолодой женщиной 69 лет от роду. Жила Елена рядом со старшей дочкой, не одиноко ей было, а вот младшенькую – Лизу видела редко: она в городе живет, воспитывает одна без мужа троих детей, много работает и редко навещает. Увидела Елена Николаевна дочь, обрадовалась, подошла к дочери, обняла, поцеловала.
- С приездом, доченька. Так рада тебя видеть. Одна приехала?
Лиза закрыла альбом, встряхнула головой, будто бы сбрасывая тень прошлого, обняла мать.
- Одна, мам. Детей в лагерь вчера проводила.
- Что же ты не позвонила, я бы встретила? Еще вещи не разложила, не покушала, а уже решила альбом посмотреть? Я тоже давно не просматривала альбом, вчера только достала его, захотелось вспомнить молодость, родителей, вас маленьких, - ответила Елена Николаевна. - Ой, да ты небось устала после дороги?
- Нет, мамочка, поспала в автобусе... Знаешь, посмотрела на фотографию твоих знакомых Виктора и Светланы и подумалось: позвали прошлое и на зов этот эхо войны в тишине и в сердце громом отозвалось. Может, не нужно было им искать свою родню? Но ведь никто не знал, что через много лет эхо войны на зов отзовется неумолкающими звуками беды и горечи, - сказала Лиза.
- Война, эта проклятая война… Нещадно покалечила она жизни многих людей, пронеслась бурей по судьбам, даже в мирное время эхом сумела отозваться. Звуки этого эха войны перекрутили нити жизни, разбили сердца. Не дает и сейчас забыть о себе эта древняя злодейка. После стольких лет мирной жизни люди все еще находят своих близких, потерявшихся в годы войны. Недавно Ткачиха письмо из Америки получила. Оказалось, не погиб в войну ее Федор, просто не вернулся в семью. Его дети только сейчас решились отыскать корни, найти племянников отца в Украине, но ведь они и думать не могли, что первая жена отца все еще жива. Дожила баба Катя до 95 лет, чтобы узнать о судьбе Федора. Плакала и радовалась одновременно, любила его очень. Ей так было важно знать, что он длинную жизнь прожил, она простила ему предательство их любви, сказала, что узнав правду и умереть теперь спокойно сможет, - ответила мать.
- Да мамочка, эхо ведь разное бывает. Ты только позови, оно и отзовется. Эхо войны слишком громкое, оглушает, разрушает, его звук много раз болью в сердце отдается....
- Так...Заговорились что-то мы с тобой, доченька. Пошли руки мыть, а потом пойдем в беседку чай пить. Вечер теплый, матиола то как пахнет сейчас…
Лиза улыбнулась матери, как в детстве, в знак согласия только кивнула, и две женщины, две судьбы пошли на улицу, туда – к запаху матиолы. Большой альбом, бережно хранящий истории многих поколений, остался лежать сиротливо на столе, ожидая, что кто-то когда-то снова захочет взять его в руки и оставить на толстом коричневом кожаном переплете тепло своих рук.
Васильков, 2011